Деятельность компании в области гражданской обороны и предупреждение чрезвычайных ситуаций

«Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

(ПМ ГОЧС) – это документ, содержащий в себе список необходимых мероприятий, нацеленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций (ЧС) и возможности их возникновения. В документе также оговорено предоставление защиты от ЧС населению и территориям, уменьшение материальных убытков не только при ЧС техногенного и природного характера,  но и при применении военных действий  и их последствиях,  диверсионных выступлениях и актах террора на конкретных объектах.
Необходимость разработки ПМ ГОЧС определена:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации» (для объектов использования атомной энергии, в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, опасных производственных объектов, определяемых в соответствии с законодательством РФ, особо опасных, технически сложных, уникальных, объектов обороны и безопасности как обязательная часть проектной документации);
- Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- Федерального закона Российской Федерации от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
- Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;
- СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны».
Требования к исходным данным, составу, содержанию и экспертизе раздела ПМ ГОЧС устанавливаются ГОСТ Р 55201—2012 "Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства".

План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти на территории Российской Федерации.

Руководящие документы:

Постановление Правительства РФ от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»;

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

 

Постановление Правительства РФ от 14.02.2000 г. № 128 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнения и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую среду»;

Постановление Правительства РФ от 10.11.1996 г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Постановление Правительства РФ от 24 марта 1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в РФ информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

Постановление Правительства РФ от 04 сентября 2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного характера ".

Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

Приказ МЧС Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. №621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и НП на территории Российской Федерации»;

«Указания по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийных разливов к чрезвычайной ситуации», утвержденные приказом МПР РФ от 3 марта 2003 г. № 156.

В соответствии с пунктом 2 «Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. N 240 организации, имеющие опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуется - план), разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

При разработке ПЛАРН принимаются во внимание особенности эксплуатации объекта, экологические характеристики территорий и акваторий, времена года и суток, рельеф местности и неблагоприятные погодные условия. ПЛАРН определяет полный перечень применяемых организационно-технических мероприятий, направленных на защиту окружающей среды и здоровья людей (как работников предприятия, так и жителей ближайших населенных пунктов).

КАТЕГОРИИ ПЛАРН

Уровень ПЛАРН*

Срок действия, лет

Разлив

Объём, тонн

Граница

на суше

Локальный

3

до 100

Территория объекта

Муниципальный

4

от 100 до 500

Границы муниципального образования

Территориальный

4

от 500 до 1000

Территория субъекта РФ

Региональный

5

от 1000 до 5000

Выходит за пределы границы субъекта РФ

Федеральный

5

свыше 5000

Выходит за пределы границы РФ

в акватории

Локальный

3

до 500

 

Региональный

5

от 500 до 5000

 

Федеральный

5

свыше 5000

 

Разработанный ПЛАРН согласовывается и утверждается в соответствии с Приказом МЧС Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. №621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и НП на территории Российской Федерации» в зависимости от уровня разлива нефти и НП.

Паспорт безопасности опасного объекта

В соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. «О мерах по обеспечению защищённости критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений» (протокол № 4, подпункт 5а), ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»  от 21.07.1997 г №116 (с изм. от 02.07.2013 г.), ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. №68 (с изменениями на 28.12.2013 г.), на опасных объектах разрабатывается Паспорт безопасности опасного объекта (ПБОО).

Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается в соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 4 ноября 2004 № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта».

Согласование и утверждение.

Паспорт безопасности (ПБ) опасного объекта согласовывается с Главным управлением МЧС России по субъекту РФ, утверждаются руководителем опасного объекта.

Срок действия ПБОО – 5 лет.

 

План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (план действий) - документ, в котором отражена заранее намеченная система деятельности, предусматривающая объём, сроки, порядок и последовательность выполнения мероприятий по предупреждению или снижению негативных последствий чрезвычайных ситуаций, а также по защите населения, территорий, материальных ценностей и проведению АСДНР при возникновении чрезвычайных ситуаций, привлекаемые для этого силы и средства. План действий детально отражает все мероприятия, направленные на выполнение указанной задачи.

План действий разрабатывается для следующих объектов:

-    с максимальным одновременным нахождением 50 и более человек (включая персонал);

-    опасных производственных и потенциально опасных объектов вне зависимости от максимального одновременного нахождения людей на объекте;

В случае, если на объекте максимальное одновременное нахождение человек составляет менее 50 человек (включая персонал), то на объекте разрабатываются инструкции по действиям персонала объекта при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.

На объектах, имеющих ведомственную принадлежность и подчиненность, а также объектах, объединённых единой производственной деятельностью, но расположенных на значительном удалении друг от друга, планы действий разрабатываются как в головной организации, так и на каждом отдельно расположенном объекте.

Переработка плана действий (инструкции) осуществляется 1 раз в 5 лет.

Корректировка плана действий (инструкции) осуществляется по мере необходимости, но не реже 1 раза в год (до 1 февраля) по состоянию на 1 января; также может проводиться по результатам учений, тренировок.

План действий разрабатывается во исполнение Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями на 28.12.2013 г.); Постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (с изменениями на 15.02.2014 г.); Приказа МЧС России №105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения», принятым 28.02.2003 г.; Постановления Правительства Москвы № 124-ПП от 24 февраля 2009 г. «Об организации планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций». 

План гражданской обороны и защиты населения

Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объём, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны при переводе её с мирного на военное время, в ходе её ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

План гражданской обороны разрабатывается в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

•    Федеральный закон № 28-ФЗ от 12.02.1998 г. «О гражданской обороне» (с изм. на 28.12.2013 г.);

•    Приказ МЧС России от 16.02.2012 № 70 «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны»;

•    Постановление Правительства РФ от 19.09.1998 г. № 1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне»;

•    Постановление Правительства РФ № 1149 от 03.10.1998 г. «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне (с изм. от 01.02.2005 г.);

•    Постановление Правительства РФ от 29.11.1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»;

•    Постановление Правительства РФ от 27.04.2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» (с изм. от 23.12.2011 г.);

•    Постановление Правительства РФ  от 26.11.2007 г. № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации» (с изм. от 28.02.2013 г.);

•    Приказ МЧС России от 14.11.2008 г. № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях»;

•    ГОСТ Р 42.0.02-2001 "Гражданская оборона. Термины и определения основных понятий".

Согласование Плана ГО организации:

- отнесённой к категории особой важности по гражданской обороне или первой категории по гражданской обороне, - с соответствующим органом местного самоуправления и главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации;

- отнесённой ко второй категории по гражданской обороне, а также организации, не отнесённой к категории по гражданской обороне и (или) прекращающей работу в военное время, - с соответствующим органом местного самоуправления.

Корректировка планов ГО осуществляется при необходимости в ходе ведения гражданской обороны в соответствии с реально складывающейся обстановкой.

При проведении уточнения (корректировки) плана гражданской обороны обеспечивается внесение соответствующих изменений во все экземпляры планов. Внесённые изменения в план заверяются подписью должностного лица, уполномоченного на внесение соответствующих изменений.

Переработка плана гражданской обороны осуществляется в случае существенных изменений структуры федерального органа исполнительной власти (организации) по решению соответствующего руководителя федерального органа исполнительной власти (организации) или по решению МЧС России.